Засвияжский район города Ульяновска образован как административная единица Указом Президиума Верховного Совета РСФСР 23 мая 1962 года. В административном территориальном подчинении Засвияжского района находятся населённые пункты: село Баратаевка, село Кротовка, село Арское, посёлок Лесная Долина, деревня Погребы, село Отрада. Общей площадью 6,2 км².
В 1648 году конными казаками из города Свияжска была основана Свияжская слобода (ныне район улицы Воробьёва г. Ульяновска). В Свияжской казацкой слободе находилась Богоявленская церковь, одна из самых древних каменных церквей в Симбирске. В 1708 году слобода получила особую известность. По указу Петра I полковником Никитой Репниным был сформирован симбирский конный полк во главе с воеводой Ф. М. Есиповым. Для размещения двух конных батальонов выбрали свободные земли за рекой Свияга.
В 1764 году слобода уже владела площадью, превышающей территорию современного Засвияжья, её земли доходили до села Арское. В 1820 году от Конно-Подгородной слободы (так она стала называться) в пользу города отобрали почти всю землю по правую сторону реки Свияги. С тех пор она перешла на левую сторону реки.
В живописном уголке Конно-Подгородной слободы по проекту частного архитектора Симбирской удельной конторы И. А. Бенземана и при содействии Симбирского губернатора Н. М. Булдакова было построено удельное училище — будущий детский приют (сейчас административное здание ОАО «Автодеталь-сервис»).
В 1673 году между реками Свияга и Грязнуха была основана деревня Вырыпаевка (названа по имени братьев Сидора и Андрея Вырыпаевых). В 1920 году здесь была создана сельхозартель «Звезда 2-я», одна из первых в Симбирской губернии.
После создания 1 апреля 1929 года в Конно-Подгородной слободе одного из первых в Ульяновском районе колхоза «Родина Ильича» в здании приюта разместили машинно-тракторную станцию (МТС) и машинно-тракторную мастерскую (МТМ), где получили работу жители Конной (так теперь называли слободу). Началась машиностроительная эпоха в истории района.
Новый этап промышленного развития и жилой застройки района начался после прибытия в 1941 году в Ульяновск эвакуированного из Москвы автозавода имени Сталина, первым директором которого был П. И. Шварцбург. С автозаводом жизнь Засвияжья была связана и все последующие годы. В первую очередь для нужд завода здесь были построены ТЭЦ-1 (введена в строй 1 января 1947 года), введён в эксплуатацию бетонный завод (в настоящее время — ОАО «Ульяновский завод ЖБИ-1»), построен кирпичный завод в Вырыпаевке (с 1951 года — Ульяновский комбинат строительных материалов), продукция которых была просто необходима для строительства и наращивания мощностей автозавода.
В 1944 году Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР на базе Ульяновской МТМ и МТС был организован Ульяновский мотороремонтный завод (в настоящее время ОАО «Автодеталь-сервис»), первым директором которого стал Новохатский С. И. В настоящее время — одно из стабильно работающих предприятий.
В 1945 году в Засвияжье были построены первые кирпичные дома. Первую улицу назвали — Автозаводская. После войны продолжалось развитие промышленного производства в городе и в районе. 26 октября 1947 года с главного конвейера автозавода сошли первые пять грузовиков типа ГАЗ-АА. Ведётся строительство и ввод новых промышленных предприятий.
В 1948 году сдана первая школа в Засвияжье на 400 мест. Она располагалась в здании барачного типа. Это была школа-восьмилетка. Её первым директором был Н. В. Аристов.
В 1951 году начато строительство Ульяновского радиолампового завода, введён в строй в 1957 году.
В 1952 году началось строительство Ульяновского завода тяжёлых и уникальных станков (в настоящее время ОАО «УЗТС»). В июле 1956 года бригада слесарей-сборщиков, руководимая А. А. Раковым, приступила к сборке первого шестнадцатитонного бесконсольно-фрезерного станка, который был принят Госкомиссией 30 октября 1956 года. Эту дату и считают днём рождения завода.
В 1956 году начал выпуск железобетонных изделий завод ЖБИ-1.
В 1956 году на базе производственной кооперативно-промысловой артели имени В. И. Ленина был создан Ульяновский химический завод (в настоящее время ОАО «Эластомер»).
В 1962 году начал пробную обкатку технологического оборудования домостроительный комбинат (в настоящее время ОАО «Домостроитель»), который в 1985 году был награждён Орденом Трудового Красного Знамени. Летом 1963 года был возведён первый крупнопанельный дом, а в январе 1964 года в районе был построен десятый такой дом.
В 1966 году были основан Ульяновский механический завод (ОАО «УМЗ»), первым директором которого был Иоффе А. И., и Ульяновский завод «Гидроаппаратуры» (в настоящее время — ОАО «Гидроаппарат»), первая продукция которого выпущена в 1970 году — к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина.
В этом же 1966 году автозавод награждён первым орденом Трудового Красного Знамени, а 9 апреля 1970 года ему присвоено звание имени В. И. Ленина.
В 1976 году Указом Президиума Верховного Совета РСФСР в городскую черту Ульяновска была включена вся территория Вырыпаевки.
В 1977 году был организован уникальный совхоз «Тепличный», в теплицах которого круглый год выращиваются зелень и овощи для горожан.
В 1988 году в соответствии с приказом Госагропрома РСФСР № 1188 на базе пригородных совхозов создано городское агропромышленное объединение для обеспечения населения сельскохозяйственной продукцией.
История района неразрывно связана с людьми, внёсшими своим трудом большой вклад в развитие и становление и предприятий, и, в целом, Засвияжского района. Заслуги многих из них высоко оценены правительством страны, это Герой России Лобунец О. И., Герои Социалистического Труда Пирогов В. К., Салатов В. А., Трубачева М. И., полный кавалер Ордена Славы Трунилин С. И., полные кавалеры Ордена Трудовой Славы Анохина Е. С., Китаев А. В.
Источник http://ru.wikipedia.org/wiki/Засвияжский_район_Ульяновска